Страницы истории
1916
Заложено здание Военно-топографического Отдела Главного Управления Генерального Штаба на пересечении Малой Посадской и Большой Вульфовой улиц в Санкт-Петербурге. 8 сентября 2016 года при реконструкции самого старого корпуса в помещении первого этажа «круглой башни» была обнаружена закладная табличка 1916 года, которая была помещена туда при постройке фундамента здания. Сто лет табличка находилась в стене. Надпись на табличке гласит: «Июля 8-го дня 1916 года от Рождества Христова, в царствование Его Императорского Величества Государя Императора Николая II, в бытность Военным Министром Генерала от Инфантерии Д.С. Шуваева, Начальником Генерального Штаба, Генерала от Инфантерии М.А. Беляева и Начальником Военно-топографического Отдела, Генерала от Инфантерии И.И. Померанцева заложено сие здание Военно-топографического Отдела Главного Управления Генерального Штаба, при составе Войсковой Строительной Комиссии: Председателя, Генерала от Инфантерии И.И. Померанцева. Членов Комиссии: Генерал-Майора Н.А. Медзвецкого, Генерал-Майора В.И. Подъяпольского, Капитана А.Н. Иванины, Коллежского Асессора А.П. Васильева, Делопроизводителя, Полковника Г.Т. Иванищева, Строителем Гражданским Инженером Н.И. Дроздовым. При представителе Государственного Контроля младшем ревизоре А.Г. Смирнове». Помещенная в музей предприятия, она стала еще одним символом многолетней славной истории организации и бережного, уважительного отношения к традициям.
1926
Решением Совета Труда и Обороны СССР недостроенное здание на Малой Посадской передано под обустройство завода электроизмерительных приборов.
1927
19 ноября 1927 года завершено строительство и оснащение первого здания завода электроизмерительных приборов «Электроприбор» на Малой Посадской улице. За месяц до этого, в октябре 1927 года завод начал выпускать продукцию.
1929
При заводе начала действовать научно-техническая библиотека, созданы собственные образовательные подразделения.
1931
Первые поставки приборов управления стрельбой (ПУС) на береговые батареи ВМФ. Разработаны первые приборы управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО), приборы наведения для прожекторных и звукоулавливающих установок обнаружения летящих самолётов. Открываются профтехучилища для подготовки квалифицированных рабочих кадров, необходимых заводу. В здании Петровского училища (ныне Нахимовское) открылся заводской электротехникум.
1933
Группа инженеров ВМЧ под руководством Н.Н. Острякова приступила к созданию первых в стране отечественных гироскопических приборов. Помощниками Н.Н. Острякова были молодые инженеры С.Ф. Фармаковский и В.И. Кузнецов. В качестве научных консультантов на предприятии работали академик А.Н. Крылов, профессора Б.И. Кудревич и С.А. Изенбек, инженер-полковник Г.В. Чехович.
1935
На береговые батареи ВМФ начали поступать системы ПУС «Баррикада», с горизонтально-базовым дальномером (руководитель разработки — С.Ф. Фармаковский). Открыта кафедра по профилю предприятия в Ленинградском институте точной механики и оптики (ныне — Институт информационно-навигационных систем Университета ИТМО). Разработаны первый отечественный гироскопический бомбовый прицел (руководитель разработки — инженер В.М. Грибов) и первый автопилот, вскоре переданные в производство на другие заводы.
1936
Заработала учебная кафедра в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ).
1937
Создан первый отечественный серийный гирокомпас «Курс» (руководитель разработки — Н.Н. Остряков).
1939
Разработана первая отечественная серийная гировертикаль «Шар» на основе гироскопа с газовой опорой стального сферического ротора. Начались поставки гирокомпасов и гировертикалей на военные корабли. Переданы ВМФ ПУС корабельной артиллерии главного калибра линкоров «Марат», «Парижская Коммуна», «Октябрьская революция», крейсера «Красный Кавказ», миноносца «Калинин».
1941
Великая Отечественная война. Завод начал выпускать продукцию для фронта и обеспечивал эксплуатацию и ремонт ранее поставленной на корабли техники. Часть завода была эвакуирована в Москву, где было создано СКБ судостроительной промышленности (главный инженер – С.Ф. Фармаковский), часть – в Свердловск, ставший местом создания Завода точной механики.
1943
За создание первой отечественной гировертикали «Шар» коллектив специалистов ВМЧ во главе с Н.Н. Остряковым получил Сталинскую (позднее названную Государственной) премию. Создан первый отечественный серийный малый гирокомпас «Гиря» для использования на кораблях ВМФ и на гражданских судах.
1944
Учреждён периодический научно-производственный бюллетень «Приборостроение» (ныне — «журнал Гироскопия и навигация»). Главный редактор до 1983 г. — С.Ф. Фармаковский, с 1983 г. по настоящее время — В.Г. Пешехонов.
1945
По инициативе вернувшихся из Москвы В.М. Грибова и С.Ф. Фармаковского при заводе создан Ленинградский филиал Московского специального конструкторского бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности.
1946
За разработку первых отечественных гирокомпасов Н.Н. Острякову присуждена Сталинская премия.
1948
На вооружение принят первый отечественный автопрокладчик «Путь» (главный конструктор — А.А. Лисицын), обеспечивший автоматизацию решения штурманских задач навигационного счисления и хранения текущего места корабля, а также географическое отображение пути на навигационной карте.
1949
Филиал Московского СКБ НКСП преобразован в самостоятельный НИИ-303.
1950
Разработаны высокоэффективные системы ПУС «Молния» и «Зенит», впервые получившие не имевший аналогов в мире центральный автомат стрельбы ЦАС-У для автоматизированного решения задач стрельбы по береговым, морским и воздушным целям, а также преобразователь координат ПКУ (идея создания и общее руководство С.Ф. Фармаковского). При НИИ основана аспирантура для интенсификации подготовки научных кадров. Для руководства подготовкой научных кадров сформирован и утверждён Учёный совет института во главе с Председателем совета — В.М. Грибовым, заместителем председателя — С.Ф. Фармаковским
1952
Постановлением Совета Министров СССР от 09.09.1 952 г. №4098-1616 НИИ-ЗОЗ включен в состав основных разработчиков технических средств первой советской атомной подводной лодки. Институт начал разработку навигационных комплексов для подводных лодок.
1953
Разработаны системы гиростабилизации С-3 и С-ЗМ на открытых шаровых гироскопах, руководитель разработки – главный инженер С.Ф. Фармаковский. Состоялась первая конференция молодых специалистов (проводились в институте до 1985 года). Впоследствии возобновились с 1999 года как Конференции Молодых Учёных. 1955 Создан навигационный комплекс «Сила-Н» для первой советской атомной подводной лодки пр. 627 (главный конструктор — В.И. Маслевский).
1956
Начались работы по созданию принципиально новых всепогодных астрономических средств морской навигации — радиоастрооптических систем коррекции (радиосекстанов), главный конструктор — М.К. Петушков. В ЦНИИ «Электроприбор» организована первая научно-техническая конференция памяти выдающегося ученого-инженера Н.Н. Острякова, которая проводится один раз в два года до настоящего времени.
1957
Завод «Электроприбор» присоединен к НИИ-303 в качестве опытного завода №212.
1959
На берегу Ладожского озера (мыс Черемухин) началось строительство испытательной базы института. 1960 Разработаны системы гиростабилизации «Грот» и «База» (главный конструктор — А.И. Смирнов).
1962
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» с навигационным комплексом «Сила-Н» (главный конструктор — В.И. Маслевский) впервые в истории отечественного подводного флота достигла Северного полюса.
1963
Начались поставки на АПЛ различных проектов всеширотного навигационного комплекса «Сигма» (главный конструктор — В.И. Маслевский). Институт награжден орденом Трудового Красного Знамени Звания лауреатов Ленинской премии были удостоены главный конструктор НК «Сигма», начальник отдела навигации подводных лодок Валентин Иванович Маслевский, главный конструктор гировертикали Александр Иванович Коган, главный конструктор шаровых гироскопов Геннадий Максимильянович Малышев, главный технолог гироскопической техники Михаил Александрович Пахомов, один из основных разработчиков навигационного комплекса Юлий Давыдович Рихтерман, главный инженер и первый заместитель директора института Сергей Федорович Фармаковский и представитель заказчика от ВМФ Валериан Наполеонович Дукальский.
1964
Разработаны системы ПУС «Дозор-1» и «Дозор-2» для сторожевых кораблей, система ПУС «Дракон» для малых противолодочных кораблей (главный конструктор — Л.Я. Поляк). За разработку ПУС Л.Я. Поляк удостоен Ленинской премии. Началась разработка первой отечественной серийной высокоточной системы ориентации телескопа на космическом аппарате дистанционного зондирования Земли — гироорбитанта «Квант» (главный конструктор — В.Г. Гордеев)
1965
Введена в строй первая очередь филиала НИИ (научно-технологический комплекс гироскопического производства) в г. Гатчина Ленинградской области.
1966
Предприятие переименовано в Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор».
1967
Начались работы по созданию неуправляемого электростатического гироскопа (ЭСГ), главный конструктор — А.С. Афиногенов. Разработана гироскопическая система наведения «Луч» для шахтных ракетных пусковых установок (главный конструктор— В.М. Грибов). Началась разработка нового типа навигационных приборов — радиодоплеровских лагов РДЛ-1, позднее — РДЛ-2, РДЛ-3), главный конструктор — Ю.П. Харитонов.
1969
Создан первый отечественный высокоточный гироскопический чувствительный элемент — шаровый гироскоп с аэродинамической опорой ротора (главный конструктор — П.И. Воробьев, позднее — О.Л. Мумин). Впервые аэродинамический гироскоп был построен по обращенной схеме, имел закрытую конструкцию (ЗШГО) и систему термостабилизации.
1972
Постановлением Правительства СССР ЦНИИ «Электроприбор» поручено создание инерциальных навигационных комплексов «Медведица» для многоцелевых ПЛ и «Симфония» для стратегической ракетной АПЛ (главный конструктор до 1973 года — В.Г. Гордеев, с 1973 года — В.Г. Пешехонов).
1974
ЦНИИ «Электроприбор» в качестве головного предприятия включён в состав Ленинградского научно-производственного объединения «Азимут». Началась разработка и производство традиционных морских навигационных приборов — магнитных компасов, лагов, эхолотов. Разработан морской гравиметрический комплекс «Чета-АГГ» (главный конструктор — А.Д. Береза). Научное сопровождение этой и ряда других перспективных разработок вел классик отечественной гироскопии, доктор технических наук, профессор С.С. Ривкин.
1975
Создан и освоен в производстве навигационный комплекс для крупнотоннажных судов морского флота «Бриз-Н». За разработку и внедрение комплекса «Бриз-Н» главному конструктору Я.Г. Остромухову присуждена Государственная премия СССР.
1976
Разработана ИНС «Стрелец» на основе закрытого обращенного шарового гироскопа с аэродинамической опорой ротора (ЗШГО). Дальнейшее развитие — ИНС «Стеллит» (главный конструктор — Б.Д. Жарков). Разработаны и приняты на снабжение ВМФ системы гиростабилизации «Надир» и «Ладога» (главный конструктор — И.М. Окон).
1977
Для десантных экранопланов типа «Орлёнок» разработана система автоматического управления движением «Смена-4» (главный конструктор — В.Б. Диомидов).
1978
Создан уникальный инерциальный корректор «Скандий» на базе ЭСГ (главный конструктор — В.З. Гусинский).
1979
Первый образец НК «Симфония» поставлен на головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.
1980
Завершены государственные испытания навигационного комплекса «Медведица» на АПЛ К-524 подлёдным походом в высокие арктические широты. 24.03.1980 г. АПЛ осуществила всплытие на Северном полюсе. Техническим руководителем испытаний НК в походе был его главный конструктор В.Г. Пешехонов.
1981
Завершены испытания навигационного комплекса «Андромеда 1101» на головном тяжёлом атомном ракетном крейсере проекта 1144 (главный конструктор — В.Г. Пешехонов). В рамках программы конверсии производства на предприятии начинается разработка и производство высокотехнологичной гражданской продукции — медицинской техники: систем кардио- и пульмонологического мониторинга, эндопротезов суставов, стоматологических аппаратов определения окклюзии, пластин и шурупов для остеосинтеза в челюстно-лицевой хирургии и пр. (руководитель работ — Н.К. Любомирова).
1983
Завершены испытания навигационного комплекса «Симфония», обеспечены испытания нового ракетного комплекса. НК «Симфония» принят на снабжение ВМФ.
1984
Ленинской премии удостоен главный конструктор навигационного комплекса «Симфония» В.Г. Пешехонов. Государственные премии получили главный конструктор электростатического гироскопа А.С. Анфиногенов и главный конструктор инерциального корректора В.З. Гусинский. Большая группа сотрудников предприятия награждена орденами и медалями. Сокращенная комплектация НК «Симфония» начала поставляться на многоцелевые АПЛ.
1985
Навигационный комплекс «Симфония» обеспечил поход к Северному полюсу головного РПКСН проекта 941 «Акула». Поставлена система автоматического управления движением «Смена-3» для ударного ракетного экраноплана «Лунь». За создание и внедрение систем автоматического управления движением экранопланов главному конструктору В.Б. Диомидову присуждена Государственная премия СССР.
1986
На базе технических средств НК «Симфония» разработан НК «Андромеда» для применения на надводных кораблях специального назначения (главный конструктор — В.Г. Пешехонов).
1988
Для «скеговых» малых ракетных кораблей на воздушной подушке пр. 1239 «Сивуч» разработан малогабаритный навигационный комплекс «Приток» (главный конструктор — О.В. Перепелицын).
1989
Освоен выпуск ветроэнергоустановок народно-хозяйственного назначения УВЭ-40. В дальнейшем разработаны модели УВЭ-200, УВЭ-300 и УВЭ-500 (руководители разработки — Н.А. Музыка и Ю.А. Музыка).
1991
ЦНИИ «Электроприбор» вновь стал самостоятельным государственным предприятием после расформирования ЛНПО «Азимут».
1994
Институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации. В состав института в качестве структурного подразделения включен опытный завод «Азимут-Электроприбор».
1998
Институт становится Государственным (с 1999 г. – Федеральным Государственным) унитарным предприятием «ЦНИИ «Электроприбор».
2002
К ФГУП ЦНИИ «Электроприбор» присоединено ГУП «КБ «Связьморпроект» в качестве инженерно-технического центра (ИТЦ «КБ «Связьморпроект») с филиалом в пос. Лебяжье (филиал № 2).
2005
На базе конструкторского бюро информатики, гидроакустики и связи ФГУП «НПП «Волна» образован филиал №3 в Москве. 2007 Указ Президента РФ от 21 марта 2007 г. №400 о создании на базе ЦНИИ «Электроприбор» ОАО «Концерн «ЦНИИ Электроприбор» (с 2015 г. — АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»).
2008
Создана базовая кафедра информационно-навигационных систем Университета ИТМО (ныне Институт информационно-навигационных систем).
2009
В состав концерна включён Алтайский приборостроительный завод «Ротор» (г. Барнаул).
2012
Созданный в начале 2000-х годов перископный комплекс «Парус-98» принят на вооружение и поставляется на все новые и модернизируемые проекты подводных лодок ВМФ и на экспорт. Изготовлена 100-я система стабилизации типа «Ладога-М».
2015
Построен Центр волоконной оптики, обеспечивающий полный цикл создания ВОГ — от производства специального волокна до испытаний гироскопа. Создана базовая кафедра вычислительной техники Университета ЛЭТИ. 2017 В состав концерна вошли завод «Прибор» (г. Челябинск) и Каспийский завод точной механики (г. Каспийск, Республика Дагестан). Указ Президента РФ от 28 мая 2015 г. №272. При поддержке Фонда развития промышленности открыто специализированное производство крупногабаритных деталей. Открыта базовая кафедра Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого «Прикладная фотоника».
2020
1 апреля президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, согласно которому образовано АО «Корпорация морского приборостроения». В состав корпорации вошли: АО «Концерн «Моринсис-Агат», а также три петербургских предприятия. Это НПО «Аврора», АО «Концерн «Океанприбор» и АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».
2021
29 апреля решением общего собрания акционеров от Генеральным директором концерна «ЦНИИ «Электроприбор» избран Александр Вячеславович Соколов. В июле в состав АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» вошел АО «ЦНИИ «Дельфин». 2022 Авторский коллектив сотрудников АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «Концерн «Океанприбор», УНиО МО РФ, АО «ПО «Севмаш» и ЦКБ МТ «Рубин» награжден премией Правительства РФ в области науки и техники за 2021 год. Премия присуждена за создание высокоточного навигационного комплекса, являющегося для «ЦНИИ «Электроприбор» важнейшей научно-технической разработкой последних десятилетий.
2023
На рынок вышел стереотаксический манипулятор МСР «ОРБИТА» с криогенным деструктором – уникальная гражданская разработка концерна в области медицинской техники, позволяющая лечить пациентов с различными патологиями головного мозга.