Конференция подтвердила международный статус
05.06.2024

Конференция подтвердила международный статус

С 27 по 29 мая в АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» состоялась XXХI Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам (МКИНС).

ЦНИИ «Электроприбор» принял в своих стенах без малого 300 участников конференции, часть слушателей и докладчиков присутствовали дистанционно. В целом на конференции были представлены 6 стран – Белоруссия, Вьетнам, Германия, Казахстан, Китай и, естественно, Российская Федерация, из разных городов которой и была основная доля участников.

Наибольшее количество иностранных представителей традиционно приехали (или участвовали онлайн) из Китая.

Конференцию открыл первый заместитель генерального директора АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» к.т.н. А.И. Соколов (на фото), который кратко ознакомил собравшихся с программой предстоящей конференции и пожелал им интересной работы.

А.И. Соколов

Программа МКИНС включала три секции и круглый стол «Искусственный интеллект.

Приложения в навигации и управлении». Самой насыщенной оказалась секция «Интегрированные системы навигации и управления», на которой прозвучало более половины всех докладов конференции. Чуть более четверти сообщений пришлось на «Инерциальные системы и датчики», а остальные выступления были посвящены теоретическим вопросам навигации. В целом было заслушано 117 докладов – 13 пленарных, 100 стендовых и 4 на круглом столе.

Пленарные доклады, как правило, отражают наиболее актуальные проблемы современной науки. Четыре из них касались разнообразных аспектов управления движением и ориентацией космических аппаратов, в том числе в целях проведения различных космических экспериментов. По-прежнему вызывает интерес тематика волновых твердотельных гироскопов, которая нашла отражение в двух выступлениях. Еще один датчик, которому был посвящен пленарный доклад, – твердотельный лазерный гироскоп. В трех сообщениях затрагивались вопросы обработки информации в задачах навигации. Кроме того, обсуждались проблемы управления беспилотными транспортными системами, в том числе с применением элементов искусственного интеллекта.

На стендовые доклады отводилось меньше времени, поэтому после 2-3 вопросов докладчику дальнейшее обсуждение происходило в перерывах возле стендов, где размещались плакаты с основными тезисами работ. Здесь собиралось значительное число посетителей конференции. Многие из них принимали участие уже не в первый раз и были рады вновь встретиться и лично пообщаться на интересующие их темы.

Применению искусственного интеллекта (ИИ) в задачах навигации были посвящены четыре доклада, прозвучавших на круглом столе, вели который член-корр. РАН О.А. Степанов – на фото справа и к.т.н. О.В. Зайцев – на фото слева. Выступили специалисты, имеющие опыт практического применения методов ИИ в различных задачах управления подвижными объектами. В ходе состоявшейся дискуссии высказывались разные точки зрения о пользе ИИ – от оптимистичных до скептических. Отдельная дискуссия развернулась в чате онлайн. О.А. Степанов отметил, что актуальность обсуждения подтверждается значительным количеством участников круглого стола, присутствующих как в зале, так и дистанционно (таковых было около 50).

Ведущие круглого стола

Закрывая конференцию, председатель программного комитета, научный руководитель концерна академик РАН В.Г. Пешехонов подчеркнул, что обсуждение на круглом столе было продуктивным и отражающим современную ситуацию – технологии развиваются и находят первые применения в реальных системах.

Говоря о конференции в целом, Владимир Григорьевич также заметил, что в современных условиях организация международной конференции дело непростое, однако удалось сохранить ее международный статус. Конференция будет и дальше развиваться и адаптироваться изменяющейся ситуации.

Кроме того, В.Г. Пешехонов напомнил, что все годы своего существования конференция проходила в последнюю неделю мая. Это время было выбрано так, чтобы не пересекаться с другими международными форумами по близкой тематике. Тем не менее, последние несколько лет в эту же неделю проходят общие собрания Российской академии наук, в результате представители РАН не имеют в о з м о ж н о с т и участвовать в нашей конференции. В связи с этим целесообразно сместить сроки на неделю. Второе, что отметил Владимир Григорьевич: стендовые доклады в режиме онлайн не позволяют сделать главное – обсудить затронутые вопросы с автором у стенда. Дистанционный формат таких докладов следует пересмотреть. В заключение В.Г. Пешехонов поблагодарил присутствующих за участие в конференции.

МКИНС является крупнейшим в России научным мероприятием в области гироскопической и навигационной техники. Специалисты из разных стран и организаций представили результаты своих исследований и обсудили современное состояние научно-технического развития в области навигации и управления движением, получили новую информацию и обменялись идеями.

У стенда  У стенда

Как традиционно принято на конференции, был организован синхронный перевод выступлений на английский и русский языки. К началу мероприятия в электронном виде были выпущены сборники препринтов докладов на обоих языках, в которые вошли полные тексты всех выступлений (на русском языке опубликованы материалы только русскоязычных авторов).

Тексты состоявшихся докладов будут размещены на сайте концерна. Русскоязычный сборник будет индексироваться в Российском индексе научного цитирования. Доклады, отобранные руководителями заседаний и членами программного комитета конференции, рекомендованы к публикации в журнале «Гироскопия и навигация» и его англоязычной версии.

Культурная программа включала в себя прогулку по Неве на комфортабельном теплоходе. Участники конференции получили много приятных впечатлений, оставили положительные отзывы и поблагодарили оргкомитет за высокий уровень проведенного мероприятия.

 

 

 

 

                                                                               


Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы