"Гироскопия и навигация" №4
СОДЕРЖАНИЕ
Материалы XXIII конференции памяти Н.Н.Острякова
Пленарные доклады
В.Н.Бранец, В.Н.Платонов |
Система управления движением и навигации Российского сегмента МКС |
13 |
Представлены данные о проектной концепции построения системы управления движением и навигации Международной космической станции, состоящей из двух систем: российской и американской. При проектировании систем управления широко были использованы опыт построения российских (станция "Мир") и американский (Spacelab) проектов; однако существенно новым оказалось построение интегрированной системы, содержащей две системы, работающие синхронно и параллельно. Такой подход позволил получить новое качество в надежности и отказоустойчивости системы управления. Дано описание структуры интегрированной системы режимов управления; приведены некоторые технические данные по аппаратуре систем управления Российского сегмента МКС. |
||
В.П.Арефьев, В.И.Исаев, А.В.Сорокин, И.Ф.Шилов И.Н.Фридляндер, А.А.Колпачев, О.А.Сетюков, В.Г.Гопиенко, В.П.Черепанов |
Применение порошковых высококремниевых сплавов на алюминиевой основе в гироприборах ракетно-космической техники |
21 |
Представлены результаты работ, проведенных кооперацией предприятий, включающей ФГУП "НИИ командных приборов", ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов", ОАО "Всероссийский алюминиево-магниевый институт", ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод", ОАО "Волгоградский алюминий", и др., по созданию порошковых высококремниевых сплавов на алюминиевой основе со свойствами, близкими свойствам бериллия. Разработанные материалы обладают уникальными физико-механическими свойствами, требующимися для создания современных прецизионных гироскопических приборов: малой плотностью; высокой прочностью и высоким условным пределом релаксации; коэффициентом линейного расширения, обеспечивающим сопряжение со сталями; хорошей обрабатываемостью, обеспечивающей высокую чистоту поверхности деталей гироприборов. Приведены результаты разработки гироскопических приборов ракетно-космической техники, выполненной с применением этих материалов. |
||
З.М.Берман, В.М.Канушин, Ю.В.Миронов, В.П.Мохов, Б.Л.Шарыгин |
Система инерциальной навигации и стабилизации "Ладога-М": результаты разработки и испытаний |
29 |
Рассматриваются результаты разработки и испытаний системы инерциальной навигации и стабилизации "Ладога-М". Приведены ее основные технические характеристики и состав. Произведено сравнение с зарубежными аналогами. Дано краткое описание СИНС, и отмечены ее основные особенности. Приводятся данные государственных испытаний. Показана перспектива использования СИНС на кораблях различных проектов. |
Рефераты
Секция "Чувствительные элементы систем навигации и управления"
С.Г.Кучерков, Л.П.Несенюк, Ю.В.Шадрин, А.И.Панферов, В.К.Пономарев, Л.А.Северов |
Информационные характеристики микромеханического вибрационного гироскопа* |
39 |
В.К.Пономарев, А.И.Панферов, Л.А.Северов |
Фазовая автоподстройка частоты опорного генератора микромеханического гироскопа |
-- |
С.П.Тимошенков, В.Г.Рубчиц А.С.Неаполитанский, В.П.Доронин |
Результаты экспериментального определения частот собственных колебаний и добротностей колебательной системы микромеханических гироскопов** |
40 |
В.П.Доронин, И.К.Хакимов, С.А.Харламов Б.В.Хромов, А.С.Неаполитанский |
"Связь" и "связанность" (по Л.И. Мандельштаму) колебаний рамок микромеханического гироскопа |
-- |
В.П.Доронин, Б.В.Хромов, А.С.Неаполитанский |
Математическая модель демпфирования колебаний микромеханического вибрационного гироскопа карданного типа в газовой среде |
41 |
Д.П.Лукьянов, И.Ю.Ладычук, А.Я.Майзелис, Ю.В.Филатов, М.М.Шевелько |
Микроакселерометры и микрогироскопы на ПАВ* |
-- |
М.И.Евстифеев, А.А.Унтилов |
Влияние технологических погрешностей на упругие характеристики подвеса микромеханического гироскопа |
-- |
С.П.Тимошенков, В.С.Пантуев, В.Г.Рубчиц, В.Ф.Шилов |
Технологический контроль электромеханических параметров чувствительного элемента микромеханического гироскопа |
42 |
И.В.Попова, А.М.Лестев, А.А.Семенов, К.А.Злотников, А.П.Карелин |
Оценка надежности микромеханических инерциальных датчиков |
43 |
Е.А. Измайлов |
Влияние сопротивления пленки на закономерность силового воздействия системы управляющих электродов волнового твердотельного гироскопа |
43 |
Н.В.Каленова |
Влияние угловой вибрации на работу волнового твердотельного гироскопа |
44 |
Н.Г.Марченко, С.А.Комаров |
Теоретическое и численное исследование эффективности кругового демпфера нутационных колебаний свободного гироскопа |
-- |
Е.А.Егоров, Б.Е.Ландау, С.Л.Левин, С.Г.Романенко, И.Б.Челпанов |
Идентификация коэффициентов модели ухода бескарданного электростатического гироскопа |
45 |
С.С.Гуревич, В.И.Завгородний, В.М.Кузин, Б.Е.Ландау, С.Л.Левин, С.Г.Романенко |
Экспериментальная оценка характеристик ЭСГ для космических систем в условиях наземных испытаний* |
-- |
С.М.Дюгуров, Б.Е.Ландау, С.Г.Романенко |
Модель шума системы съема электростатического гироскопа по результатам испытаний* |
-- |
Ю.А.Голландцев, Н.С.Иванова |
Особенности проектирования многофункционального электромеханического устройства бескарданного электростатического гироскопа |
46 |
А.А.Галактионов |
Способы повышения точности косвенной термостабилизации гироскопа, установленного в карданов подвес* |
-- |
Е.А.Измайлов |
Анализ возмущений пространственного магниторезонансного подвеса |
47 |
О.Л.Мумин, В.В.Сумароков, Б.В.Дудницын, А.И.Топчий |
Магнитный сферический трехкомпонентный акселерометр с цифровым выходом** |
-- |
С.А.Зотов, В.Я.Распопов |
Динамика чувствительного элемента акселерометра с монокристаллическим маятником |
48 |
В.М.Соловьев |
Повышение виброустойчивости прецизионных акселерометров с малыми рабочими зазорами |
-- |
В.Н.Курятов |
Универсальный блок чувствительных элементов на основе лазерных гироскопов КМ-4 |
49 |
В.Э.Джашитов, В.М.Панкратов В.Е.Прилуцкий, Ю.К.Пылаев, А.Г.Губанов |
Математическое моделирование трехмерных, неоднородных, нестационарных температурных полей прецизионных волоконно-оптических гироскопов |
50 |
Секция "Гироскопические системы"
В.Д.Дишель |
Повышение точности предстартовой выставки инерциальных средств ракеты-носителя воздушного базирования на основе ГЛОНАСС/GPS сигналов и специальных маневров самолета** |
51 |
В.А.Анисимов, Ю.К.Жбанов, Б.С.Зильберман, Г.В.Попов |
Быстрое компасирование на неподвижном основании* |
-- |
Ю.Г.Антонов, Н.А.Куроедов, Б.К.Сучков |
Ограничение кинетического момента при работе гиросиловой системы ориентации космического аппарата "Ресурс-ДК" |
52 |
В.И.Родионов, М.П.Филонов |
Двухосные гироскопические системы стабилизации и управления |
-- |
В.И.Горин, В.Я.Распопов |
Гироприбор для измерения двухкомпонентной качки моделей судов в опытовых бассейнах |
53 |
В.З.Гусинский, В.М.Лесючевский, Т.В.Падерина, Д.О.Тарановский |
Метод повышения эффективности коррекции ИНС на свободных гироскопах по данным ковариационного канала фильтра Калмана |
-- |
А.Ф.Дюмин, В.В.Корабельщиков, С.Н.Платонов, Д.М.Суринский |
Повышение точности астрокоррекции бесплатформенной инерциальной системы ориентации на электростатических гироскопах** |
54 |
Е.И.Сомов |
Динамика прецизионного гиросилового управления космическими аппаратами землеобзора |
-- |
Е.И.Сомов |
Управление силовыми гирокомплексами систем ориентации космических аппаратов |
55 |
Б.В.Грязев, Д.М.Малютин, В.В.Савельев, В.А.Смирнов |
Исследование динамики двухосной системы стабилизации и наведения при учете влияния технологических погрешностей и способ повышения точности* |
56 |
М.Б.Богданов, В.В.Савельев |
Влияние неидентичности датчиков угловой скорости на точность бесплатформенной системы ориентации |
56 |
А.Ф.Дюмин, С.Н.Егоров |
Наблюдаемость постоянных уходов гироскопа орбитального гирокомпаса* |
57 |
Н.И.Лихолит, Г.И.Мищенко, О.И.Нестеренко, А.С.Ридила, А.В.Шолохов |
Высокоточный двухплоскостной гиростабилизатор линии визирования |
-- |
Секция "Обработка навигационной информации и управление движением"
Навигационные системы и тренажеры
Ю.В.Иванов, Р.В.Алалуев |
Устройство измерения вертикальных перемещений судна с самонастройкой параметров |
58 |
А.П.Колеватов |
Объектно-ориентированный подход к разработке навигационных систем |
59 |
И.И.Недзельский |
Принципы планирования профобучения операторов технических систем с применением тренажеров |
-- |
Ю.П.Белоус, И.И.Недзельский, П.Г.Химич |
Электронный тренажер "Класс навигационной прокладки" для профессиональной подготовки судоводителей |
60 |
Идентификация и диагностика
А.В.Чернодаров, С.М.Гладкин |
Диагностирование и идентификация навигационных систем по полетным данным при нечетких моделях состояния |
61 |
В.А.Погорелов, С.А.Гусарин |
Решение проблемы одновременной идентификации и управления гиростабилизированной платформой с параметрически неопределенной моделью дрейфа |
-- |
С.П.Дмитриев, Н.В.Колесов, А.В.Осипов |
Контроль и диагностика информационных отказов в навигационных системах методами многоальтернативной фильтрации* |
-- |
А.Е.Пелевин |
Идентификация параметров модели судна в пространстве состояний на основе использования информации инерциально-спутниковой системы |
62 |
В.И.Зарудный, М.Б.Розенгауз |
Влияние неполноты и недостоверности систем контроля на надежность нерезервированной технической системы |
-- |
В.С.Скобло |
Ранняя классификация обнаруженных объектов оптико-электронным комплексом |
63 |
Обработка навигационной информации
Ю.С.Александров |
Об интегрировании системы дифференциальных уравнений для кватернионов |
-- |
А.М.Рогачевский |
Оценка существующих методов отработки и проверки комплексов бортового оборудования гражданских самолетов |
64 |
О.А.Степанов, Д.А.Кошаев |
Опыт разработки и применения универсальных программ моделирования и фильтрации погрешностей навигационных систем с использованием пакетов прикладных программ* |
65 |
Н.В.Колесов, Р.В.Молчанов |
|
66 |
В.В.Серегин, В.И.Ющенко |
Использование частотных измерений для реализации Cohen-метода в мультиантенной аппаратуре потребителя GPS |
-- |
Управление движением
А.В.Небылов |
Экстремальные тестовые воздействия для систем управления движением* |
67 |
С.Н.Васильев, Э.И.Дружинин Н.Н.Максимкин, В.А.Шелехов, Р.Ю.Шлаустас, Н.А.Куроедов, С.Н.Платонов, Б.К.Сучков |
Построение программных управлений режимами переориентации и сканирования для космических аппаратов наблюдения с позиции управляемости системы |
68 |
С.Н.Васильев |
Теория динаморфизмов для управляемых систем* |
69 |
В.Н.Пилишкин, А.М.Осиков |
Алгоритм управления движением летательных аппаратов путем формирования разрешимых соотношений в реальном времени |
69 |
Секция "Электроника и вычислительная техника бортовых систем"
В.Д.Аксененко, А.А.Белаш, С.С.Гуревич, Б.Е.Ландау |
Информационно-вычислительный комплекс для автономных бесплатформенных систем навигации и ориентации на электростатических гироскопах* |
71 |
П.П.Парамонов |
К вопросу оценки объема информации, вводимой в бортовую цифровую вычислительную машину |
-- |
В.М.Антимиров |
Вопросы распределения ресурсов в управляющей вычислительной системе |
72 |
Н.А.Лукин |
Проблемы архитектурного синтеза функционально-ориентированных процессоров математических функций как вычислительных модулей перспективных БЦВК* |
73 |
Ю.М.Матросов, М.В.Толмачева |
Анализ особенностей операционных систем реального времени |
74 |
В.П.Бутурлакин, Д.А.Дунаев, А.П.Колеватов, С.Г.Николаев, И.В.Федоров |
Применение единой Базовой операционной системы для реализации алгоритмов различных навигационных систем на базе унифицированного бортового вычислителя |
-- |
Г.А.Парр |
Организация вычислительного процесса в бескарданной инерциальной системе с использованием фильтра Калмана и многозадачного ядра реального времени RTKernel |
-- |
С.А.Лукин, Н.Б.Лещёв |
Распределенная аппаратно-программная среда как средство разработки и реализации систем управления |
75 |
В.Э.Джашитов, В.М.Панкратов, Ю.К.Пылаев, А.Г.Губанов |
Математическое моделирование трехмерных, неоднородных, нестационарных температурных полей объектов микропроцессорной техники - электронных плат и многофункциональных программируемых контроллеров* |
76 |
В.З.Кокотов |
Концепция применения рамочных конструкций для БЦВС с большой рассеиваемой мощностью* |
77 |
В.З.Кокотов |
Особенности автоматизированного проектирования рельефного монтажа* |
78 |
А.В.Лекомцев |
Особенности применения программируемых логических интегральных микросхем в составе аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей для инерциальных навигационных комплексов |
79 |
С.Г.Шестаков |
Применение системы проектирования MAX+PLUS II для разработки БИС БМК |
-- |
А.В.Вавилов, А.В.Соколов |
Особенности и перспективы применения приборов с зарядовой связью линейного типа (ПЗС-линеек) |
80 |
В.Ф.Савик, Д.О.Кучмезов, |
Перспективы применения матриц GaAs/AlGaAs с квантовыми ямами и микроболометрических матриц в тепловизионных каналах оптико-электронных комплексов морского базирования* |
-- |
Секция "Метрология в навигации и управлении движением:
методы и средства обеспечения единства измерений"
А.Е.Синельников, В.Н.Кудрявцев, В.М.Плютинский Ю.В.Филатов, Д.П.Лукьянов, П.А.Павлов |
Новые эталонные установки для воспроизведения линейных ускорений в диапазоне до 1 g и переменных плоских углов |
81 |
М.Д.Кудрявцев |
Принципы создания локального эталона и формирования поверочной схемы предприятия в области измерений плоского угла |
-- |
М.Д.Кудрявцев |
Классификация и принципы калибровки дискретных круговых шкал |
82 |
В.А.Грановский, О.Б.Басун, В.Н.Островский, Т.Н.Сирая,А.П.Сухарев |
Метрологическое сопровождение разработки: постановка проблемы, |
83 |
А.С.Катков, И.В.Короткова |
Система обеспечения единства измерений постоянного электрического напряжения и ЭДС |
84 |
Б.Я.Литвинов |
Система обеспечения единства измерений электрического сопротивления на постоянном токе, включая возможности поверочно-калибровочных работ |
85 |
Б.С.Коновалов, С.Ф.Коновалов, А.В.Кулешов, Н.А.Носов, Д.В.Майоров, В.П.Подчезерцев, А.В.Полынков, А.Г.Сидоров, В.В.Фатеев |
Стенды для статических и динамических испытаний вибрационных гироскопов* |
-- |
Я.Н.Берштам, Д.А.Серпинский, Е.Д.Шевцова |
Опыт создания испытательного стенда моделирования морской качки на основе цифровых следящих приводов с компьютерным управлением* |
86 |
Я.В.Беляев, Н.В.Моисеев, Д.А.Уткин |
Стенд микроперемещений для исследования узлов ММГ |
87 |
А.И.Скалон, М.А.Шугаев |
Метрологические модели микромеханических датчиков первичной информации для систем навигации и управления движением |
88 |
А.И.Скалон, Л.А.Чертков |
Разработка метрологической модели и методики обработки результатов измерений волоконно-оптических гироскопов и акселерометров |
89 |
С.Г.Кучерков, Д.И.Лычёв, |
Использование вариаций Аллана при исследовании характеристик микромеханического гироскопа на поворотном стенде** |
-- |
Б.И.Голубчин, Ю.А.Литманович, А.В.Соловьев |
О выборе цены младшего разряда цифрового кода при квантовании выходной информации датчика (измерителя) по уровню |
90 |
В.А.Грановский, Т.Н.Сирая |
Оценивание характеристик качества измерений: системный подход |
91 |
Т.Н.Сирая |
Методы функциональных пространств с воспроизводящими ядрами в задачах обработки измерительной информации* |
-- |
С.Ю.Ревука, Ю.В.Хамитова |
Выбор виртуальных средств измерений для контроля блока преобразования сигналов обратной связи безредукторной следящей системы** |
92 |
Секция "Элементы и системы автоматики и электропитания навигационных комплексов"
М.Н.Бурнашев, Д.П.Лукьянов, А.В.Миронов, Ю.В.Филатов В.Д.Аксененко, И.Е.Гутнер, О.К.Епифанов |
Исследование точностных характеристик цифрового преобразователя угла для системы управления гребным электродвигателем* |
93 |
В.Д.Аксененко, О.К.Епифанов |
Повышение точности цифровых преобразователей угловых перемещений |
-- |
В.Н.Нарвер, В.Д.Приходько, В.И.Стотыка |
Результаты исследований оптоэлектронного датчика угла для чувствительного элемента градиентометра** |
94 |
О.Л.Мумин, В.Н.Нарвер, В.Д.Приходько, В.И.Стотыка |
Оценка возможности создания датчика углового положения ротора гироскопа с использованием микронеоднородностей его поверхности |
95 |
И.Е.Гутнер, Л.Д.Журавлев, |
Исследование влияния остаточного момента и пульсаций момента бесколлекторного двигателя на точность работы следящей системы гиростабилизатора |
-- |
И.Е.Гутнер, И.В.Сергачев В.О.Никифоров |
Система активной виброзащиты: разработка, синтез алгоритмов управления и результаты экспериментальных исследований* |
96 |
А.Г.Микеров, Д.В.Самохвалов |
Улучшение характеристик вентильного двигателя введением цифровой коррекции** |
-- |
И.Е.Гутнер, В.П.Угаров, |
Современные принципы построения систем и приборов бесперебойного питания навигационных комплексов |
97 |
Н.И.Цыганок, С.С.Глебов, А.И. Жуликов, В.К. Зольников |
К вопросу состояния разработок и перспектив создания элементной базы силовой электроники на ОАО "ВЗПП" |
-- |
О.К.Епифанов, А.Б.Оськин |
Современный ряд высокомоментных двигателей для безредукторных следящих систем: результаты разработки и производства** |
99 |
В.А.Афанасьев, Ю.А.Голландцев, И.Е.Гутнер, А.А.Калягин |
Опыт разработки вентильных индукторно-реактивных двигателей для позиционных следящих систем |
99 |
О.К.Епифанов, А.Б.Оськин, И.А.Салова |
Расчетные исследования и экспериментальное определение теплового состояния моментных двигателей постоянного тока в пусковом режиме |
100 |
Доклады IХ Санкт-Петербургской международной конференции
по интегрированным навигационным системам
Ф.Наполитано, Т.Геф, Й.Коттро, Т.Лоре |
Первая прецизионная инерциальная навигационная система на основе волоконно-оптических гироскопов |
101 |
За последние 20 лет наблюдается значительный прогресс в разработке и создании волоконно-оптических гироскопов (ВОГ). Благодаря оптическому принципу измерения угловой скорости ВОГ присущи быстрый запуск, устойчивость к ударам и вибрациям, малая масса, компактность и большой срок службы. Эти характеристики делают их особенно удобными для бесплатформенных систем ориентации, и сейчас они широко используются во всем мире в системах гирокомпасирования. Прогресс в характеристиках ВОГ навигационного класса позволил создать следующее поколение датчиков вращения, предназначенных для инерциальных навигационных систем (ИНС) высокой точности. В 2000 г. фирма Ixsea изготовила первую ИНС на основе ВОГ. Разработанная с учетом высоких требований к позиционированию при использовании на надводных судах и подводных аппаратах (дрейф менее 5 м/ч при использовании внешних данных только от лага) ИНС названная PHINS сейчас предлагается в 4 вариантах: для надводных судов, подводных аппаратов, наземного и воздушного транспорта. PHINS может использоваться либо автономно, либо с коррекцией от внешних навигационных измерителей с применением фильтра Калмана, в целях достижения максимальной точности. Рассматривается структура навигационного алгоритма PHINS, особое внимание уделяется контролю качества и интеграции c акустическими датчиками, которые используют для подводного позиционирования. Характеристики точности системы оцениваются по результатам испытаний. |
||
С.П.Крюков, Г.И.Чесноков, В.А.Троицкий |
Опыт разработки и сертификации бесплатформенной инерциальной навигационной системы для гражданской авиации и создания на ее основе модификаций для управления движением морских, наземных и аэрокосмических объектов и задач геодезии и гравиметрии |
115 |
Представлены результаты разработки и опыт сертификации первой российской автономной инерциальной бесплатформенной системы (БИНС-85) для гражданских магистральных и среднемагистральных самолетов ИЛ-96-300, ТУ-204, ТУ-334 и их модификаций. Система БИНС-85 полностью отвечает российским и международным требованиям, предъявляемым к оборудованию подобного типа по точности, времени готовности, надежности, составу выдаваемой информации, условиям эксплуатации, массогабаритным характеристикам и энергопотреблению. |
Международная общественная организация
"Академия навигации и управления движением"
Официальная информация
И.В.Прангишвили |
Создание системы верхнего блочного уровня АСУ ТП АЭС |
125 |
АСУ ТП, применяемые на атомных электростанциях, состоят из двух уровней: нижнего и верхнего. Нижний уровень - это уровень датчиков, контроллеров и исполнительных приборов, а верхний уровень - это уровень рабочих станций, серверов и сетевого оборудования, с которыми работает оператор АСУ ТП АЭС. СВБУ АСУ ТП АЭС, создаваемая Институтом проблем управления (ИПУ) РАН, является системой автоматического сбора, хранения, представления информации о текущем состоянии технологического объекта и автоматизированного дистанционного формирования команд управления механизмами и алгоритмами АСУ ТП АЭС. |
||
Г.В. Анцев, В.А. Сарычев, В.А.Тупиков, Л.С.Турнецкий |
Системы управления летающими роботами |
131 |
Рассматривается научно-техническая деятельность ОАО "НПП "Радар ММС"", направленная на создание систем транспорта, реализующих принципы интеллектуального управления. Дается краткая характеристика предприятия. Оцениваются возможности разработанных и производимых предприятием изделий АРГС-35, РЛС "Айсберг - Разрез", БРЛС для вертолета КА-137, РЛС посадки "Видимость", РЛС "Заря". Обсуждаются пути интеллектуализации управления летающими роботами: экспертные системы, работающие в реальном времени, интеллектуальные системы, а также системы экспертного управления. |
||
XIV Общее собрании Академии навигации и управления движением |
143 |
Информация
А.В.Небылов |
15-й Всемирный Конгресс IFAC |
145 |
О.А.Степанов |
О четвертой азиатской конференции по управлению |
147 |
Российские и международные конференции, симпозиумы и выставки |
150 |
Новые книги
И.И.Недзельский "Морские навигационные тренажеры: проблемы выбора" |
153 |
П.Г.Химич Рецензия на книгу И.И.Недзельского "Морские навигационные тренажеры: проблемы выбора" |
154 |
Рефераты публикуемых статей |
156 |
Перечень материалов, опубликованных в журнале "Гироскопия и навигация" в 2002 г |
160 |
|