"Гироскопия и навигация" №1
СОДЕРЖАНИЕ
Б.В.Шебшаевич |
Основные тенденции развития аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем |
3 |
Анализируются тенденции, сложившиеся на мировом рынке аппаратуры потребителей Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). С точки зрения мировых тенденций развития массовой аппаратуры потребителей обсуждаются состояние и проблемы ГНСС ГЛОНАСС. Делается вывод о том, что утвержденная Правительством РФ в 2001 г. Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система" в полной мере учитывает современные тенденции развития аппаратуры потребителей и позволяет рассчитывать на развитие и интеграцию системы ГЛОНАСС в мировой рынок ГНСС. |
||
Л.П.Несенюк |
Бесплатформенные инерциальные системы. Обзор состояния и перспектив развития |
13 |
Рассмотрены основные тенденции в разработке бесплатформенных инерциальных систем (БИНС) в течение двух последних десятилетий. За это время удалось решить две главные проблемы, определяющие возможность создания высокоточных БИНС для авиации, а затем и других областей применения. Этими проблемами являлись: создание гироскопов навигационного класса точности, пригодных для БИНС, и компактного бортового вычислителя с высоким быстродействием и достаточной памятью. Первая проблема была решена благодаря созданию лазерных гироскопов, вторая -- за счет стремительного развития средств вычислительной техники. |
||
О.А.Степанов |
Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации |
23 |
Исследуются особенности интегрированных систем навигации, основанных на комплексном использовании данных, вырабатываемых спутниковыми и инерциальными средствами. Обсуждаются возможные варианты их построения и проводится сопоставительный анализ систем различных типов. Значительное внимание уделяется специфике решения задачи ориентации в интегрированных системах. Анализируется опыт ведущих фирм, накопленный при разработке и применении интегрированных систем различного назначения. Статья носит обзорный характер. При ее подготовке наряду с прочими использованы материалы сборника статей и докладов "Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации", выпущенного в конце 2001 в ГНЦ РФ "Электроприбор" 2001. |
||
Ю.С.Александров |
Вычисление квантилей радиального отклонения при нормальном и близком к нормальному рассеивании на плоскости |
46 |
Предлагается метод вычисления квантили произвольного порядка радиального отклонения при нормальном несмещенном рассеивании на плоскости. Показано, что квантиль порядка P может быть представлена в виде произведения корня квадратного из половины следа корреляционной матрицы Qдвухмерного вектора отклонения от заданной точки, квантили того же порядка корня квадратного из случайной величины, имеющей c2-распределение, и некоторой функции k, зависящей от P и параметра l. Последний определяется следом и детерминантом матрицы Q. Значение l=0, при котором kº1, соответствует круговому нормальному рассеиванию и приводит к известной формуле для расчета квантили в этом простом случае. Для других значений l и различных P приведена таблица значений k, с помощью которой могут быть построены приближенные формулы для квантили. На базе полученной зависимости предложен метод уточнения квантили для случая, когда рассеивание отличается от нормального, но близко к нему. Результаты предназначены для построения оценок точности наведения и навигации. |
||
С.Г.Кучерков |
Определение необходимой степени вакуумирования рабочей полости осциллятора микромеханического гироскопа |
52 |
Чувствительность микромеханического прибора (ММГ) существенно зависит от реализованной добротности осциллятора (Q-фактора). Как правило, осциллятор ММГ помещают в герметичный вакуумированный корпус. Расчетные оценки Q-фактора в зависимости от степени вакуумирования практически отсутствуют. В статье представлены результаты анализа и статистической оценки экспериментально полученных зависимостей Q-фактора от давления окружающей среды для кремниевых микроосцилляторов. Показано, что для обеспечения Q≥104 давление окружающей среды не должно превышать 0,01 Торр. Достижение уровня Q≥105 в реальных конструкциях ММГ представляется проблематичным вследствие влияния внутреннего трения и взаимодействия переменных электрических полей. |
Доклады VIII Санкт-Петербургской международной конференции
по интегрированным навигационным системам
В.Г.Пешехонов, Л.П.Несенюк, Л.П.Старосельцев, Б.А.Блажнов, А.С.Буравлев |
Гирогоризонткомпас на волоконно-оптических гироскопах с вращением блока чувствительных элементов |
57 |
Рассмотрены конструкция и первые результаты испытаний гирогоризонткомпаса на волоконно-оптических гироскопах с вращением блока чувствительных элементов. Вращение инерциальных датчиков используется для повышения точности примененных волоконно-оптических гироскопов, которые без автокомпенсации ошибок вращением не обеспечивают требуемую точность гирокомпасирования. Вращающаяся сборка помимо волоконно-оптических гироскопов ВГ 951 и акселерометров АК 10/4 со встроенной микро-электроникой включает в себя также набор электронных цифровых плат, выполненных в стандарте РС-104, которые образуют бортовую микроЭВМ. Сборка установлена на поворотном столе с безредукторным приводом, управ-ляемым от микроконтроллера, подключенного к бортовой микроЭВМ через последовательный порт. Результаты первых испытаний подтвердили достижение точности курсоуказания, близкой к оценке, полученной ранее моделированием. |
||
М.Мандт, К.Гейд, Б.Ялвинг |
Комплексная обработка измерений от дифференциальной спутниковой и высокоточной акустической систем позиционирования и данных от инерциального модуля в автономном подводном аппарате HUGIN 3000 |
63 |
Представлена навигационная система для автономных подводных аппаратов (АПА) серии HUGIN. Описаны инерциальные и корректирующие датчики. Особое внимание уделено акустической системе позиционирования. Приведены уравнения фильтрации Калмана, использованные в HUGIN. Обсуждены проблемы, вызванные задержкой одних измерений относительно других, и способы их решения. Приведены результаты эксперимента, подтверждающие достигнутую точность системы. |
||
Г.Элкаим, Б.Паркинсон |
Идентификация модели катамарана для высокоточного управления по данным GPS при стабилизации на заданной траектории |
75 |
Для проверки работоспособности системы идентификации, созданной на основе GPS, для прецизионного управления были проведены эксперименты на базе модифицированного катамарана Prindle-19. На нем были установлены датчики и приводы для определения динамических характеристик. С предварительно установленным тяговым двигателем вместо паруса и балластом были проведены испытания по идентификации модели катамарана. На основании результатов испытаний был синтезирован линейно-квадратичный закон управления. Точность стабилизации на траектории была высокой, значение среднеквадратической ошибки при этом не превышала 0,15 м. Затем система была испытана с штатным парусом-крылом, заменившим тяговый двигатель. Точность стабилизации на прямолинейной траектории была на том же уровне, значение среднеквадратической ошибки не превышало 0,3 м несмотря на то, что отклонение скорости ветра от номинальной величины составляло более 50%. |
||
У.Шрайбер, М.Шнайдер, А.Великосельцев, Дж.И.Стедман, В.Шлютер |
Очень большие кольцевые лазеры |
88 |
Кольцевые лазеры (КЛ) широко используются в инерциальных навигационных системах и системах управления движением. За последние десятилетия они были значительно усовершенствованы и в настоящее время могут обеспечивать прецизионные измерения в широкой полосе частот. Однако точное измерение флюктуаций угловой скорости вращения Земли в геодезии и геофизике с помощью инерциальных датчиков до сих пор невозможно из-за недостаточной разрешающей способности и стабильности. |
||
М.Маликорн, М.Буске, В.Калмет, К.Макабье |
Влияние угла маскирования и многолучевости на характеристики системы Galileo в различных условиях окружающей среды |
96 |
За последние несколько лет получили широкое распространение спутниковые навигационные системы (СНС). Одним из наиболее известных их применений является исполь-зование СНС на городском транспорте. Поэтому очень важно как можно более полно и точно характеризовать качество приемника для этого применения. |
||
П.Краусс, C.Берберих, А.Л.Бочковский, Н.В.Михайлов |
Разработка опытного образца бортового спутникового приемника навигационного сигнала Galileo |
108 |
Структура сигналов системы Galileo еще находится в стадии разработки, а компании Astrium (Мюнхен, ФРГ) и Софт Нав (С.-Петербург) уже разработали экспериментальный навигационный приемник, позволяющий проверять прием различных видов сигнала и исследовать свойства приема в неблагоприятных условиях (помехи, шумы, и т.д.). |
Академия навигации и управления движением
Официальная информация
К 90-летию Б.Е. Чертока |
121 |
Информация
Российские и международные конференции, симпозиумы и выставки |
125 |
Рефераты публикуемых статей |
127 |