"Гироскопия и навигация" №2
СОДЕРЖАНИЕ
В.Г.Пешехонов |
Три века развития теории и техники морской навигации в Санкт-Петербурге |
3 |
Прослежена трехсотлетняя история развития работ в области морской навигационной техники в Санкт-Петербурге. Показано, что и в прошлые годы, и в настоящее время неоценим вклад санкт-петербургских ученых и инженеров в решение актуальных проблем навигации и создание морской навигационной техники в нашей стране |
||
С.М.Дюгуров, Б.Е.Ландау, |
Модель случайных погрешностей системы съема информации бескарданных электростатических гироскопов |
18 |
Приведены результаты исследований случайной погрешности измерения углового положения ротора электростатического гироскопа. На основе экспериментальных исследований шумовых характеристик оптико-электронной системы измерения получены математические модели корреляционной функции и спектральной плотности дисперсии реального шума. Проведена оценка шумовой составляющей случайной погрешности измерений и эффективности ее компенсации с помощью усредняющих алгоритмов |
||
М.И.Евстифеев, А.А.Унтилов |
Требования к точности изготовления упругого подвеса микромеханического гироскопа |
24 |
Рассмотрены погрешности микромеханического гироскопа, обусловленные неточностью изготовления упругого подвеса. Предложена методика расчета технологических допусков на отдельные элементы конструкции с использованием программы конечно-элементного анализа. Получены требования к точности изготовления упругого подвеса при различных вариантах соотношений собственных частот - при отсутствии резонансной настройки, при резонансной настройке в случае низкой и высокой добротности. Показана необходимость использования электрической системы подстройки частоты для приборов с резонансной настройкой. |
||
В.В.Чиковани, Ю.А.Яценко, |
Результаты испытаний первой партии кориолисовых вибрационных гироскопов и анализ их характеристик |
32 |
Представлены характеристики первой партии коммерческих вариантов кориолисовых вибрационных гироскопов с металлическим цилиндрическим резонатором, разработанных и освоенных в производстве в Украинском технологическом центре оптического приборостроения. В первую партию входят три гироскопа: два с диаметром резонатора 22 мм и один диаметром 17 мм. Гироскопы построены на полностью аналоговой электронике, и выходной сигнал представлен в виде напряжения, пропорционального измеряемой угловой скорости. |
||
Я.И.Биндер |
Аналитическое компасирование в инклинометрии скважин малого диаметра |
38 |
Рассматривается режим гирокомпасирования для измерения параметров траектории горизонтальных скважин малого диаметра. Впервые показана возможность использования в этом режиме неполной (двухосной) схемы измерения угловой скорости вращения Земли с помощью датчиков угловой скорости. Определяются пределы использования двухосной схемы. Оцениваются ее погрешности, в том числе в предельных режимах. |
Доклады IX Санкт-Петербургской международной конференции
по интегрированным навигационным системам
Б. Айссфеллер, К. Кройе, |
Разработка и анализ технических характеристик сильносвязанной системы ГСНС/ИНС |
47 |
Представлены исследования различных схем комплексирования данных глобальных спутниковых навигационных систем (ГСНС) и инерциальных навигационных систем (ИНС). Основное внимание уделено сильносвязанной схеме, в которой отфильтрованные данные ИНС поступают прямо в контуры слежения за кодом и несущей спутникового приемника ГСНС. Для случая использования данных от недорогой ИНС описана возможная структура фильтра и представлена его передаточная функция. Показано, что для обеспечения работы контура слежения за фазой необходимы гироскопы с дрейфом порядка 1 град/ч. Что касается контура слежения за кодовым сигналом, то для него достаточны гироскопы со скоростью дрейфа 10 град/ч. |
||
К. Ладетто, Б. Мермино |
Комплексирование цифрового магнитного компаса и гироскопа в задаче пешеходной навигации |
65 |
Представлен метод калибровки, необходимый для компенсации видимых магнитных возмущений, вызванных движением человека. Проводится сравнение траекторий в зоне, где нет возбуждений, для двух подходов. Подробно излагается идентификация магнитных возмущений, а также процедура непрерывной калибровки погрешностей гироскопа для случая решения задачи навигации в закрытом помещении и на открытом пространстве. Дана концепция надежности, дополняющая характеристику точности. |
Материалы XХIII конференция памяти Н.Н.Острякова
Статьи
В.А.Анисимов, Ю.К.Жбанов, |
Быстрое компасирование на неподвижном основании |
79 |
Рассматривается задача быстрого компасирования на полностью неподвижном основании. Для измерений используется гиростабилизированная платформа, которая может принудительно поворачиваться в азимуте. Считается, что точность компасирования может быть достигнута за счет поворота платформы в азимуте на 180° во время измерений. В этом случае погрешность компасирования, вызванная дрейфом гироскопа, меняет свой знак при развороте. Задача осложняется тем, что требование по быстродействию заставляют выполнить измерения до стабилизации дрейфа. В предлагаемой ниже методике дрейф гироскопа аппроксимируется параболической зависимостью от времени самостоятельно для участков до и после разворота. Обработка замеров, снимаемых с интеграторов показаний акселерометров, выполняется алгоритмами фильтра Калмана. |
||
А.Ф.Дюмин, С.Н.Егоров |
Наблюдаемость постоянных уходов гироскопа орбитального гирокомпаса |
85 |
Рассматривается орбитальный гирокомпас, выполненный в виде свободного трехстепенного гироскопа, положение которого корректируется по показаниям построителя местной вертикали. Предполагается, что орбитальный гирокомпас предназначен лишь для решения основной задачи орбитального гирокомпасирования, т.е. для определения угла рыскания КА в орбитальном координатном базисе. В составе погрешностей такого орбитального гирокомпаса учитываются постоянные уходы гироскопического устройства и постоянная погрешность датчика угла крена построителя местной вертикали. Для случая круговой орбиты движения КА синтезировано оптимальное по точности наблюдающее устройство, в котором не полностью наблюдаемые состояния оцениваются с предельно достижимой точностью. Для случая движения КА по эллиптической орбите показана полная наблюдаемость как постоянных уходов гироскопа, так и постоянной погрешности построителя местной вертикали. |
Краткие сообщения
О.Б.Басун, В.А.Грановский, |
Метрологическое сопровождение разработки навигационных систем: постановка проблемы, пути решения |
93 |
Метрологическое сопровождение изделий представлено как комплекс мер по обеспечению качества разработки изделий метрологическими методами, направленных на обеспечение сопоставимости результатов измерений и достижение требуемой точности измерений. Особенности сопровождения навигационных систем связаны с выполнением измерений в расширенном смысле, т.к. навигационные параметры не являются физическими величинами в строгом смысле, а навигационные системы и комплексы не относятся к средствам измерений. При этом необходимо обеспечивать высокую точность определения параметров в условиях (при эксплуатации изделий или в процессе производства), когда эталоны недоступны либо не обеспечивают достаточный запас по точности. |
||
С.Г.Кучерков, Д.И.Лычев, |
Использование вариации Аллана при исследовании характеристик микромеханического гироскопа |
98 |
Структура и характер шумовых составляющих выходного сигнала микромеханического гироскопа (ММГ) в большой степени определяет его чувствительность к внешней угловой скорости. Для анализа шумовых составляющих сигнала ММГ наряду с классическими методами исследования широко применяется метод вариации Аллана. В статье приводится инженерная методика применения этого метода и физическая интерпретация основных шумовых составляющих. Используя статистически достаточный объем измерений выходного сигнала ММГ типа ENV-05D-52 (фирма Murata) как на неподвижном основании, так и на вращающемся стенде, проведены вычисления зависимости вариации Аллана от времени корреляции t и определены доминирующие коэффициенты аппроксимирующего выражения. Показано, что в интервале 0,1 с < t < 10 с шумовая составляющая выходного сигнала ММГ может быть представлена в виде белого шума. Аналогичный вывод сделан по результатам анализа зависимости выборочной дисперсии от времени осреднения t. |
Страницы истории
С.С.Ривкин |
Развитие артиллерийской гироскопии на российском флоте |
105 |
Излагается история развития гироскопической техники, использующейся в корабельной артиллерии. Поясняется сущность предложенного Е.Л.Бравиным и С.А.Изенбеком выбора углов ориентации корабля в условиях качки. Приведены основные этапы создания гирокомпасов как в дореволюционной России, так и в период строительства советского Военно-Морского Флота. Значительное внимание уделяется разработке в предвоенные годы гировертикалей индикаторного типа. Дальнейшее содержание статьи связано с историей создания артиллерийских гироскопических приборов, основанных на использовании принципов силовой гироскопической стабилизации. Рассматривается роль гироскопических приборов при выработке системой приборов управления стрельбой углов наведения артиллерийских установок в условиях качки корабля. Анализируется использование гироскопических приборов для осуществления стабилизации приборов наблюдения, применяющихся в корабельной артиллерии. Приводятся основные принципы построения инерциальных навигационных систем платформенного и бесплатформенного типов, применяющихся на самолетах и на кораблях. Рассматриваются перспективы создания артиллерийских гироскопических приборов, основанных на использовании инерциальных принципов. |
Информация
О первой Всероссийской научной конференции "Управление и информационные технологии" (УИТ'2003) |
113 |
Российские и международные конференции, симпозиумы и выставки |
116 |
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2001 г. журнал "Гироскопия и навигация" включен в "Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук" |