"Гироскопия и навигация" №1
СОДЕРЖАНИЕ
Я.И. Биндер, Т.В. Падерина |
Бесплатформенный гироинклинометр с ориентацией главной оси двухмерного датчика угловой скорости в плоскости поперечного сечения скважины |
5 |
Предлагается схема построения гироинклинометра с расположением вектора кинетического момента роторного датчика угловой скорости (ДУС) перпендикулярно продольной оси скважины. Показывается, что такая одногироскопная схема, называемая авторами "поперечной", в сочетании с простейшими методическими (или конструктивными) приемами позволяет при точечном компасировании снять ограничения на положение скважины в горизонтальной плоскости, характерные для общепринятой ("осевой") ориентации двухосного ДУС. |
||
О.А.Степанов |
Связь алгоритмов оптимальной стационарной фильтрации |
16 |
Исследуется связь алгоритмов фильтрации и сглаживания при решении задач оценивания процессов, описываемых стационарными формирующими фильтрами. Обсуждаются пути построения экономичного алгоритма совместного решения этих задач, основанного на использовании оценок фильтрации и их последующей обработке в фильтре калмановского типа в обратном времени. В частности, показано, что минимальная размерность вектора, представляющего собой линейную комбинацию компонент вектора оценок фильтрации и обрабатываемого в обратном времени, совпадает с размерностью вектора порождающих шумов в формирующем фильтре. В частном случае, когда оцениванию подлежит процесс, описываемый стационарным уравнением с одним порождающим шумом, запоминаемая и обрабатываемая в обратном времени реализация является скалярным процессом. Если, кроме того, ошибка измерения представляет собой белый шум, а измеряемый и оцениваемый процессы совпадают, то фильтры для прямого и обратного времени одинаковые. Для этого случая получено соотношение, фактически устанавливающее связь передаточных функций для задач фильтрации и сглаживания и представляющее собой обобщение соотношения (1.9) на более общий случай, когда сами процессы не являются стационарными с заданными спектральными плотностями, а описываются с помощью стационарных формирующих фильтров. Рассматриваются примеры, иллюстрирующие полученные результаты. |
||
М.И.Евстифеев |
Проблемы расчета и проектирования микромеханических гироскопов |
27 |
Рассматриваются проблемы, возникающие при разработке конструкций микромеханических гироскопов. Приведены аналитические соотношения и результаты конечно-элементного анализа для оценки параметров конструкции. Показана взаимосвязь проблем проектирования со спецификой используемых микроэлектронных технологий. |
||
Р.Л.Воскобойников |
Механизм синхронизации независимых автовозбужденных электромагнитных потоков, ортогонально расположенных в электрической машине |
40 |
Показано, что между почти одинаковыми автономными автогенераторами электромагнитных потоков, расположенными ортогонально в замкнутом ферромагнитном пространстве кольцевого магнитопровода электрической машины, возникает нетрансформаторная взаимосвязь, которая обусловливает фазовую синхронизацию потоков с образованием кругового вращающегося электромагнитного поля. |
Материалы X Санкт-Петербургской международной конференции
по интегрированным навигационным системам
А.А.Волынцев, Л.А.Дудко, Б.А.Казаков, В.В.Козлов, А.П.Мезенцев, В.И.Решетников, Д.Н.Дибров, В.С.Рыжков |
Опыт создания высокоточных поплавковых гироприборов, применяемых в системах угловой ориентации и стабилизации космических аппаратов и станций |
45 |
Рассматриваются аспекты построения высокоточных бесплатформенных инерциальных блоков, предназначенных для работы в системе управления угловой ориентацией космических аппаратов. Отмечены конструктивные особенности приборов, принципы построения системы термостатирования гироскопов и прецизионных электронных устройств, реализованные способы достижения повышенной надежности и длительного ресурса работы. Приведены основные тактико-технические характеристики приборов. Дана оценка результатов эксплуатации приборов в составе космических аппаратов различного назначения |
||
А.Жанруа, П.Фатонби, Ж.-М.Карон |
Недорогой малогабаритный ИИМ средней точности с вибрационными датчиками для тактических применений |
58 |
Представлены новые результаты, касающиеся точностных характеристик гироскопа "Квапазон", состоящего из четырех прямоугольных вибрирующих стержней. Сейчас "КвапазонТМ" выпускается серийно и широко используется. Также рассматриваются два других вибрационных инерциальных датчика: гироскоп с полусферическим резонатором, на который затрачены огромные усилия с целью его удешевления без потери точности и вибрационный акселерометр. Эти датчики предполагается использовать вместе в малогабаритном инерциальном измерительном модуле (ИИМ) средней точности, предназначенном для различных применений. |
||
Ю.Н.Коркишко, В.А.Федоров, В.Е.Прилуцкий, В.Г.Пономарев, |
Высокоточный волоконно-оптический гироскоп с линейным цифровым выходом |
69 |
Рассматриваются вопросы проектирования и постановки на промышленное производство волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) высокой точности с замкнутым контуром обратной связи, пригодных для использования в инерциальных системах космической навигации. Представлен общий подход к компоновке оптического тракта ВОГ замкнутого типа с элементами интегральной оптики, отвечающий нынешнему уровню собственной технологической базы, описаны особенности структурных схем и электронных средств обработки сигнал. |
||
Б.Штилер, К.Эпплер, Т.Гарбер, А.Костиков |
Использование гироскопов для повышения точности наведения центральной точки рабочего инструмента промышленных роботов |
83 |
Ошибки наведения промышленных роботов, т.е. ошибки позиционирования центральной точки рабочего инструмента (ЦТРИ) возникают, как правило, вследствие недостатков датчиков, наличия смещений, возникающих при сборке, и эластичности звеньев. При повторяющихся рабочих режимах с идентичными последовательностями операций при идентичных нагрузках, как в серийном производстве, многие из этих воздействий можно преодолеть проведением "обучения" перед эксплуатацией. Главное значение при этом имеет не точность датчиков, а повторяемость всех этих недостатков. Абсолютная точность наведения открывает путь к управлению ЦТРИ, начиная с проектирования, и дает возможность обеспечить лучшее обслуживание и взаимозаменяемость устройств. Для этого требуется интенсивная компенсация всех вышеупомянутых недостатков при изготовлении и обслуживании робота. Гироскопы, установленные около ЦТРИ, обеспечивают удобное и точное решение этой задачи. Один комплект гироскопов позволяет осуществить калибровку датчиков углового положения во всех звеньях кинематической цепи. Эластичность всех звеньев кинематической цепи и все дефекты сборки выявляются при сравнении выходных данных, полученных этим комплектом гироскопов, с выходными данными датчиков робота или задающими воздействиями с учетом матрицы Якоби. Результаты калибровки сохраняются для компенсации во время эксплуатации. Данная концепция проверяется моделированием и экспериментами. |
||
С.Ф.Былинкин, В.В.Лещев, В.В.Лосев, С.А.Зотов, Ю.В.Иванов, В.Я.Распопов |
Акселерометры серии АТ. Состояние и перспективы разработок |
97 |
Рассматриваются вопросы теории и практики проектирования и экспериментальных исследований микромеханических акселерометров серии АТ. Приведены уравнения движения чувствительного элемента и передаточные функции, позволяющие исследовать его динамику. Представлены схемы и передаточные функции электронного блока акселерометра. Рассматриваются конструктивные и технологические особенности формирования момента обратной связи. Приводятся технико-экономические характеристики акселерометров серии АТ. |
||
С.Ф.Коновалов, А.В.Кулешов, Н.А.Носов, В.П.Подчезерцев, В.В.Фатеев, Е.Н.Фролов, К.Б.Квон, С.В.Нам |
Вибрационные датчики угловой скорости |
107 |
Представлена информация о разработке и исследовании трех вибрационных датчиков угловой скорости, которые построены по схеме роторного вибрационного гироскопа и предназначены для применения в канале управления вращающегося объекта. Приведены результаты теоретического и экспериментального исследований этих датчиков; получены формулы, характеризующие выходной сигнал в функции от измеряемой угловой скорости и всех параметров прибора, что позволило оценить точность измерения в различных условиях эксплуатации. Рассматриваются схемы конструкции и характеристики стендов для статических и динамических испытаний указанных гироскопов, в том числе и при температурных воздействиях от -60 до +90°С. Приводятся результаты аттестации стендов, термокамеры и испытаний вибрационных датчиков угловой скорости. |
Материалы XХIII конференция памяти Н.Н.Острякова
С.П.Дмитриев, Н.В.Колесов, А.В.Осипов |
Контроль и диагностика информационных нарушений в навигационных системах методами многоальтернативной фильтрации |
119 |
Рассматривается проблема контроля и диагностики навигационных систем (НС). Вводятся понятия информационных отказов и нарушений НС. Предлагается субоптимальный алгоритм для их контроля и диагностики, основанный на методах многоальтернативной фильтрации. Алгоритм предполагает вычисление для всех нарушений апостериорных вероятностей, на основании которых принимается решение о наиболее вероятном нарушении. В алгоритме используется банк фильтров Калмана и полигауссова аппроксимация апостериорной плотности вероятности вектора состояния модели погрешности НС. Приводятся результаты моделирования предложенного алгоритма, подтверждающие его эффективность. |
||
А.Г.Микеров, Д.В.Самохвалов |
Цифровая коррекция статических характеристик исполнительных вентильных двигателей |
126 |
Рассматривается цифровая реализация алгоритма коррекции инерционности усилительно-преобразовательного устройства (УПУ) вентильного двигателя (ВД), называемая в дальнейшем цифровой коррекцией. Обсуждается влияние инерционности УПУ и цифровой коррекции на регулировочные характеристики и ток потребления ВД. Предложен алгоритм цифровой коррекции инерционности УПУ для ВД с синусно-косинусным датчиком положения ротора. |
Международная общественная организация
"Академия навигации и управления движением"
Официальная информация
П.М.Гацак, Ю.Н.Кормилицин |
Информационное обеспечение технической эксплуатации энергетического оборудования кораблей ВМФ |
133 |
Обоснована необходимость создания в рамках единой проблемной области многоцелевого информационного обеспечения эксплуатации функциональных комплексов кораблей и профессиональной подготовки личного состава. Дана качественно новая трактовка ряда содержательных аспектов известной концепции CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support). Показана целесообразность синхронизации процессов создания и обновления CALS-ориентированных баз знаний и данных о вооружении и военной технике для обеспечения эффективной интегрированной логистической поддержки кораблей ВМФ на постпроизводственных этапах их жизненного цикла. |
Новые книги
С.П.Дмитриев, Н.В.Колесов, А.В.Осипов |
"Информационная надежность, контроль и диагностика навигационных систем" |
143 |
Ю.А.Голландцев |
"Вентильные индукторно-реактивные двигатели" |
144 |
"История Штурманской службы флота России" |
145 |
Информация
Л.К.Железняк., В.Н.Конешов, Е.И.Попов, Л.П.Несенюк, В.Г.Пешехонов, Л.С.Элинсон, В.Н.Ильин, Е.Б.Савельев, М.В.Чичинадзе, Е.В.Благов, И.Г.Бронштейн, А.Н.Добротворский, Ю.А.Князев, П.А.Парусников |
Создание и внедрение гравиметров двойного назначения для измерений с морских и воздушных носителей |
149 |
Российские и международные конференции, симпозиумы и выставки |
153 |
|
Рефераты публикуемых статей |
155 |
|
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2001 г. журнал "Гироскопия и навигация" включен в "Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук" |